В рейтинге лидеров мирового танкостроения, ежегодно составляемом авторитетным американским военно-аналитическим агентством Forecast International, израильский танк Меркава Мк4 занимает ведущее место, превосходя по своим боевым характеристикам таких серьезных конкурентов, как германский танк «Леопард» или российский Т-90. Многие эксперты считают танк Меркава лучшим основным боевым танком в мире.История его создания неразрывно связана с именем легендарного израильского…
В рейтинге лидеров мирового танкостроения, ежегодно составляемом авторитетным американским военно-аналитическим агентством Forecast International, израильский танк Меркава Мк4 занимает ведущее место, превосходя по своим боевым характеристикам таких серьезных конкурентов, как германский танк «Леопард» или российский Т-90. Многие эксперты считают танк Меркава лучшим основным боевым танком в мире.
История его создания неразрывно связана с именем легендарного израильского танкиста генерала Исраэля (Талика) Таля. Генерал Таль по праву считается отцом-основателем бронетанковых войск ЦАХАЛа, под его командованием танкисты неизменно добивались побед на поле боя во всех войнах Израиля. Его портрет находится в зале Великих танковых полководцев в Центре танковых войск США имени генерала Паттона в Форт Ноксе, штат Кентукки.
Исраэль Таль родился в 1924 г. в Эрец Исраэль в семье репатриантов из России. Военную службу начал в 1942-м, когда вместе со многими молодыми сионистами добровольно вступил в британскую армию, освобождавшую Европу от нацистов. Война за независимость Израиля положила начало военной карьере Таля в ЦАХАЛе. Он воевал в пехоте и танковых частях, был начальником офицерских курсов, во время Синайской кампании был назначен заместителем командира танкового корпуса и командиром 7-й бронетанковой бригады. В Шестидневной войне командовал 162-й танковой дивизией. Войну 1973-го генерал Таль встретил в чине начальника оперативного управления и заместителя начальника генштаба, на её конечных стадиях командовал Южным фронтом.
Анализируя итоги танковых сражений Синайской кампании и Шестидневной войны, генерал Таль пришел к выводу, что ни один из танков, будь то американский М48 или британский Центурион, не отвечает требованиям израильской танковой доктрины. Израильская армия нуждалась в абсолютно новой боевой машине, наиболее полно соответствующей театру военных действий и боевому опыту израильских танкистов.
Проект создания нового израильского танка был утвержден в августе 1970-го и поручен группе офицеров-танкистов под руководством генерала Таля. Основной акцент, наряду с огневой мощью и маневренностью, делался на максимальную защиту членов экипажа: даже если танк будет полностью выведен из строя, экипаж должен уцелеть. Статистика показывала, что в случае детонации боезапаса экипаж, как правило, погибал. Значит, в максимальной степени броней должны быть прикрыты члены экипажа и боекомплект.
Израильский танк принципиально отличается по компоновке от всех зарубежных машин, построенных по классической схеме, впервые примененной французскими танкостроителями (Reno FT-17, 1916) – впереди отделение управления, посередине – боевое, сзади – моторно-трансмиссионный отсек. У израильского танка двигатель расположен впереди, служа своего рода дополнительной защитой экипажа, так как в лобовую проекцию попадает большинство снарядов.
Проектирование велось высокими темпами, несмотря на то, что первоначально в нем участвовало всего 35 человек. Все бюрократические проволочки удалось свести к минимуму во многом благодаря самому Талю и теснейшему сотрудничеству военных и проектировщиков.
Израильская танковая промышленность создавалась стремительно, на сегодняшний день в проекте занято более 200 израильских промышленных компаний, производящих большинство компонентов танка – от броневой стали и артиллерийских орудий до сверхточного электронного и компьютерного оборудования.
Реализация идей генерала Таля способствовала созданию тяжелой (63 т) машины с мощной броневой защитой в передней части и просторным боевым отделением. Боевое отделение используется для транспортировки десанта и имущества, обеспечивает эвакуацию с поля боя раненых. Большое внимание уделено удобству работы танкистов. Проектировщики исходили из постулата «танк – это дом экипажа в военное время». Таль предложил концепцию круглосуточного использования танка, для чего предусматривалось размещение двух экипажей в одной машине – один отдыхает, другой воюет.
Новому танку генерал Таль дал название «Меркава» («боевая колесница»). Слово это пришло из ТАНАХа, упоминается оно и в первой главе Книги пророка Иезекииля как символ движения, мощи и устойчивого основания.
Впервые сведения о том, что Израиль разрабатывает новый танк, появились в 1972-м, а весной 1977-го израильское телевидение показало новинку, после чего снимки, сделанные с экрана телевизора, обошли страницы многих военных изданий. Тогда же появилась информация о производстве пробной партии из 40 машин. В октябре 1978-го первый танк Меркава Мк1 был официально передан в войска. Командование одним из первых батальонов, укомплектованных «Меркавами», принял сын генерала Таля. Официальная презентация танка состоялась во время визита премьер-министра Израиля Менахема Бегина на танковый завод израильской военно-промышленной корпорации Israel Military Industries.
С тех пор проект Меркава непрерывно совершенствуется, с конвейерных линий израильских заводов вышли уже четыре поколения танков – Меркава Мк4 принят на вооружение в 2004 г.
Израильские конструкторы в каждом новом поколении танка Меркавы воплощают абсолютно новые революционные идеи в танкостроении: корпус изготовлен единой отливкой, «модульная броня» крепится специальными болтовыми соединениями. Принцип «активной брони» впервые в мире реализован в танке Меркава. Танк оснащен полностью компьютеризированной системой управления, разработанной по оригинальным технологиям и не имеющей аналогов в мире.
Операция в Ливане летом прошлого года еще раз подтвердила высокие боевые качества танка Меркава. Боевики Хизболлы выпустили по израильским танкам около 1000 ракет российского производства, повреждены 52 танка, из них проникающие повреждения получили 22 машины, в основном старых модификаций (Меркава Мк2 и Меркава Мк3, производства 1980-х). Безвозвратно потеряно только пять машин. Большая часть поврежденных танков вернулась в строй после ремонта еще в ходе операции в Ливане.
Эта статистика говорит о том, что танки «Меркава», оснащенные современными средствами защиты, в особенности последней модификации Мк-4, вполне справились с ракетной угрозой – эффективность выпущенных по израильским танкам российских ПТУРов и ПТУРсов в пересчете на уничтоженные танки составила всего 0,5%.
Потери в танках в ходе боев в Ливане были тщательно проанализированы командованием. ЦАХАЛ станет первой в мире армией, которая оснастит все серийные танки Меркава Мк4 системой активной защиты Меиль Руах («Воздушный плащ»), разработанной израильским концерном военной промышленности RAFAEL на базе проекта Trophy.
Система активной защиты бронетехники и акустического обнаружения снайперов Trophy прошла многочисленные испытания и доработки в течение последних 10 лет и в настоящее время считается самой эффективной в мире. Она предназначена для уничтожения ракет и снарядов в полете, образует невидимый щит вокруг танка, автоматически обнаруживая и уничтожая все, что движется в его направлении.
83-летний генерал Таль по-прежнему в строю. После ухода в отставку он назначен советником начальника Генштаба и ведущим экспертом военной промышленности Израиля. Во всем танковом мире высоко ценится мнение израильского «танкового гуру».
Добавить комментарий