То, что в Хельсинки едут за инновационным опытом педагоги из других стран я знал еще много лет назад, когда учился в магистратуре у «признанной в научном сообществе» доктора наук…
Начинают новый учебный год в середине августа. Преподаватели разных предметов планируют занятия сообща. Занимаясь в группах, дети учатся находить практически эффективные решения для различных проблем вместо привычного нам пути урока-лекции-конспектирования. Сегодня во многом изменилась конъюнктура образовательного процесса. После того как высшее образование стало массовым, много профессий внесено в список высшей школы, когда диплом лаборантки статусно поднимается до уровня диплома инженера, профессия инженера, которого приравняли к лаборанту, становится менее авторитетной. В том числе и из-за этого диплом о высшем образовании перестал быть существенным достижением. На экономическом уровне этот фактор влияния также имеет свое объяснение: высшая школа стала более дорогостоящей, а рост ее отдачи не соответствует росту затрат. Поэтому сегодня многие учащиеся после 9 класса идут в учебные заведения, дающие конкретную профессию, или обучаются в таких школах, где одновременно со специальностью можно получить и гимназический аттестат. Может показаться любопытным то обстоятельство, что гуманитариев, в частности одних только философов, в Финляндии больше, чем инженеров. Постепенно высшая школа феминизировалась, для мужчин, с позволения сказать, в ней слишком мало места. Разумеется, этот процесс начался давно и связан со многими факторами влияния. И тем не менее он отражает реальность. Здесь прогнозируют, что в условиях ужесточившейся реальности спросом на рынке труда уже пользуются профессии, позволяющие заработать на хлеб насущный, в рабочей сетке или сугубо прикладные. Отчасти это связано с проблемой возрождения производства. По признанию государственных деятелей пик роста производства и профицита бюджета в стране Suomi был в 1990-х годах, когда уровень благосостояния позволял сбалансированно развивать бюджетную сферу, не допуская диспропорций. Сегодня надо отвечать на новые вызовы времени. В связи с этим в Финляндии радикально реформировали способ обучения детей. Проблемы, конечно, тоже имеют место быть. Вопрос лишь в том, насколько успешно они решаются и какова реальная, не номинальная воля их решать. В этом финское образование сильно отличается от нашего, доморощенного. Сегодня в обычных «не элитных» финских гимназиях заметен примерный паритет между количеством учеников и учениц. В престижных учебных заведениях девочек больше в 2-5 раз. Но престижность учебного заведения здесь связана не с высоким уровнем образования, ибо проходной балл на вступительных испытаниях примерно одинаков, и методики те же, а вообще – с человеческим тщеславием. Одна из проблем финской школы связана с фиксацией слабой успеваемости мальчиков по сравнению с девочками. Эти данные можно получить из интервью недавно назначенного министра образования Финляндии. Сегодня всерьез, на уровне министра образования, рассматривают вопросы об отделении «тугодумов»-мальчиков от способных девочек и организации раздельного обучения. Вот уж поистине финт истории, которая, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Решением «проблемы» отставания мальчиков может быть их дополнительное обучение и применение для них особых методик. Финские мальчишки отнюдь не глупее ни своих сверстниц в Финляндии, ни своих русских ровесников. Проблема отношения мальчиков к учебе межнациональна, ее суть не в недостатке способностей учеников, а в недостаточности интереса к учебе вообще, пик которой может приходится на возраст 13-15 лет. Но это еще не все реформы, которыми отличается современный финский образовательный процесс. Новая форма предполагает обучения по темам, «феноменам», и означает, что вместо уроков по предметам – истории, математики и др., будут проводиться занятия, посвященные «явлениям»; таков особый педагогический подход. Большинство учителей старших классов проходят переподготовку. Тем, кто начал преподавать по новой системе, подняли зарплату. С осени 2016 года в Финляндии отменят обязательное обучение в школах письму прописью, сделав упор в навыках набора текста с компьютера, а писать на уроках станут печатными буквами. Но по финским правилам отмена касается именно обязательного обучения, то есть там, где оно признано необходимым – там и останется, или изменятся педагогические методики. В Финляндии учебный год уже традиционно начинается не первого сентября, а в середине августа. Недавно читал о новой инициативе президента России об изменении и в российских школах даты начала учебного года. Но это формальные признаки. Финны же ушли от формализма в сути, и уже давно их система образования развернута лицом к ребенку. Все равны. Все хороши. Все перспективны. Оценки – не главное. Учитель – не главное лицо в школе. Чувствует разницу? У нас в России в этой области еще большая инерция – вчера был на родительском собрании и услышал: «Давайте деньги собирать». Педагоги и родители в России новейшего времени действуют как две оппозиционные субстанции; ребенок где-то между ними и еще улицей. Я думал об этом в ментальном аспекте. Обратная связь – рефлексия от учеников и их родителей – нашим школам и вузам вроде бы и не нужна, по крайней мере ее необходимость не прослеживается явно. И это большое заблуждение. Доморощенным педагогам достаточно того, что их признают в их же сообществе – такие же «признанные педагоги». Сами себя признали, значит, хорошо, им и хватит. Они сами лучше всех знают – как надо. А недовольный законный представитель учащегося – родитель – считается неудобным, некомпетентным, ангажированным, вредным для дела. Кстати, нечто подобное происходит и в других сферах жизни. Но с таким «особым» и неизменным российским подходом перспективы учиться у финнов могут «маячить» еще много лет. Да и то верно, что наука для местных пока не впрок. Примеров у меня много – с фамилиями – для тех, кто захочет подискутировать. Диплом магистра педагогики и статус аспиранта дает право на трансляцию своего обоснованного мнения в части сравнения с финским подходом в сфере образования.Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 |
Адрес: 125047, г. Москва, ул. 3-я Тверская-Ямская, д. 58/5, подъезд №4
Тел: 8 (495) 720-49-27
Факс: 8 (495) 728-72-39
Тел: 8 (495) 720-49-27
Факс: 8 (495) 728-72-39
- Как ИП отразить в «1С: Бухгалтерии» списание товара в маркетплейсе?
- Организация видеонаблюдения в подъезде своими силами
- Как помочь себе при депрессии
- Зачем ходить к психологу?
- К чему нужно быть готовым, начиная жить с любимым человеком
- Виды доставки грузов из Китая
- Как выбрать женскую осеннюю куртку
- Как выбрать квартиру в новостройке и не ошибиться
- Как распознать депрессию у подростка
- Какова польза для ребенка от катания на зимних горках
- Почему стальные панельные радиаторы пользуются популярностью
- Аборт: виды и показания к проведению
- Основные преимущества использования наматрасников
- Преимущества печати на холсте
- Особенности изготовления елочных шаров с логотипом
- Июнь 2023
- Апрель 2023
- Март 2023
- Январь 2023
- Сентябрь 2022
- Ноябрь 2021
- Июль 2021
- Апрель 2021
- Февраль 2021
- Август 2019
- Декабрь 2018
- Ноябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июль 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Декабрь 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
Related Posts:
No Related Posts
Добавить комментарий