Фоторадар в Подмосковье начал свою работу

Центр фото- и видеофиксации ГИБДД ежедневно рассылает до четырех тысяч «писем счастья» нарушителям ПДД. Можно ли договориться с камерой?В подмосковном Звенигороде официально открылся Центр фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения ГИБДД. Этому событию предшествовала целая серия больших и маленьких скандалов: то защитники прав автовладельцев утверждали, что используемое оборудование не сертифицировано, то вдруг обладателям вазовских «шестерок»…Фоторадар в Подмосковье начал свою работуФоторадар в Подмосковье начал свою работу
Центр фото- и видеофиксации ГИБДД ежедневно рассылает до четырех тысяч «писем счастья» нарушителям ПДД. Можно ли договориться с камерой?

В подмосковном Звенигороде официально открылся Центр фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения ГИБДД. Этому событию предшествовала целая серия больших и маленьких скандалов: то защитники прав автовладельцев утверждали, что используемое оборудование не сертифицировано, то вдруг обладателям вазовских «шестерок» стали приходить штрафы за езду на скорости 200 километров в час… Корреспонденты «Итогов» побывали в новом центре и своими глазами увидели, как все происходит. А еще нам рассказали, можно ли обмануть фоторадар и как оспорить штраф, если за рулем принадлежащей вам машины ехали не вы.

Нарушаем?

Операционный зал Центра видеофиксации скорее похож на офис банка, только вместо клерков в пиджаках — люди в милицейской форме. В тишине слышен звук принтера — каждое его жужжание означает, что распечатано еще одно «письмо счастья», которое получит очередной нарушитель. В день — по 3,5— 4 тысячи посланий…

«Фактически система фотовидеофиксации нарушения появилась в 2008 году, как только была принята поправка в Административный кодекс, позволяющая проводить фиксацию нарушений в автоматическом режиме, — рассказывает заместитель начальника отдела анализа и развития информационных ресурсов управления ГИБДД по Московской области Иван Макавеев. — Когда мы начинали, все казалось довольно просто». Действительно, ничего особенного: «всевидящее око» установлено на дороге и фиксирует нарушение, затем информация передается в специальный центр, оттуда она после обработки и определения личности владельца машины отправляется по почте. Владелец авто оплачивает штраф. Как говорится, око за око: видеоглаз нарушение зафиксировал — извольте в кассу. Но на деле все оказалось гораздо сложнее.

В ГИБДД Подмосковья утверждают, что они не стали отдавать предпочтение какой-то одной фирме, производящей средства фиксации, а озвучили свои технические требования производителям и потом стали выбирать наиболее удачные образцы. В результате информация со средств фиксации передается в центр обработки разными способами — по выделенному каналу, посредством беспроводной связи и на носителях информации — флэш-картах. Такими картами, например, оснащены мобильные средства контроля, которых на сегодняшний день работает в Московской области 28 штук, а ожидается ввод в эксплуатацию еще 95. Дальше информация передается в центр обработки данных, расположенный в управлении ГИБДД, а уже оттуда, когда принадлежность машины и личность владельца установлены, пересылается для окончательной проверки и рассылки нарушителям.

В Центре фото- и видеофиксации инспекторы проверяют и перепроверяют все данные — ведь бывает, что камера ошиблась, приняла, допустим, четверку за единицу или еще что-нибудь. Железяка все-таки. Еще одна задача инспекторов центра — выявление так называемых двойников, это когда номера от одной машины по каким-то причинам висят на другой. Выявив такой факт, сотрудники отправляют информацию в отдел розыска, и уже там ведется поиск владельцев.

Когда данные о нарушителе обработаны, через «Почту России» выявляется индекс места проживания водителя — без него почта писем не отправляет. Кстати, через сайт «Почты» можно убедиться в том, что письмо действительно отправлено ГИБДД. Сами же инспекторы через этот ресурс следят за своим посланием — на нем фиксируются все этапы прохождения письма. Это очень важный момент — постановление об уплате штрафа вступает в законную силу именно с того момента, как его получил нарушитель, и ни днем раньше.

Дело об административном правонарушении можно решить тремя способами — путем оплаты штрафа, путем обжалования и через Службу судебных приставов, куда передается материал, если гражданин в течение 70 предусмотренных законодательством дней не оплатит штраф. Взаимодействие центра с приставами тоже полностью автоматизировано.

Платите штраф

Но, как выяснилось, оплатить штраф — лишь половина дела. Законопослушному гражданину еще предстоит проинформировать органы ГИБДД о том, что задолженность перед законом погашена. По словам Ивана Макавеева, в этом аспекте сейчас состоит едва ли не основная проблема.

«До 2007 года закон обязывал гражданина проинформировать органы ГИБДД о том, что штраф оплачен, — рассказывает он «Итогам». — Сейчас эта обязанность с граждан снята — действительно, не у каждого есть время подъезжать в отдел ГИБДД с квитанцией об оплате. По сути сегодня ситуация такова, что никто ни за что не отвечает — гражданин заплатил и может жить спокойно, банк принял платеж — и вовсе не обязан нас информировать о том, что это произошло. Чтобы изменить ситуацию, мы запустили пилотный проект со Сбербанком».

Работает он так: Центр фото- и видеофиксации ежедневно отправляет в банк данные о нарушениях, совершенных в Москве и Московской области. Банк через свою биллинговую систему распространяет эти данные по всем филиалам. Гражданину достаточно прийти туда, назвать номер постановления, и ему выдадут квитанцию для оплаты. После внесения денег банк автоматически проинформирует ГИБДД о том, что задолженность погашена.

Другое дело, что никто не может заставить человека платить штраф именно через Сбербанк, поэтому пришлось придумывать другие методы. «Сейчас разработана уникальная система приема платежей, готовы программное обеспечение и алгоритм работы, теперь мы ищем платежную систему, через которую можно будет все это реализовать, — продолжает Иван Макавеев. — Принцип такой: через банкомат или терминал, набрав в нем номер своего водительского удостоверения или номер свидетельства регистрации на машину, нарушитель сможет получить на экран или в распечатанном виде квитанцию, где будет написано, есть ли у него нарушения и на какую сумму. В этом же терминале или банкомате водитель сможет оплатить штраф, а мы, в свою очередь, автоматически получим уведомление об этом. Если вдруг у человека нет водительского удостоверения, но он является владельцем машины, ему будет достаточно набрать номер свидетельства о регистрации транспортного средства».

Казалось бы, можно было все упростить и забивать в терминал госномер автомобиля, но для нашей страны это неприемлемо — сразу же найдутся желающие, увидев номер на машине какого-нибудь депутата или просто на любой машине, ввести его в терминал и тут же получить всю информацию о нарушениях и оплатах штрафов. Поэтому на всякий случай разработчики перестраховались.

Кстати, введение этой системы позволит оплачивать штрафы за нарушение ПДД и через Интернет. Пока она не работает, самый надежный совет автомобилистам — звонить в Центр фото- и видеофиксации по телефонам, указанным на сайте ГИБДД, информировать об оплате сотрудников, а для верности лучше отправить копию платежки по работающему в дежурном режиме факсу. Но мучиться, кажется, не долго: новая система оплаты штрафов через терминал заработает, уверяют в центре, очень скоро.

Переговоров не ведет

Нас, конечно, интересовали не только технические вопросы, но и чисто житейские — можно ли договориться с сотрудниками Центра видеофиксации или приставленными к камерам инспекторами на дороге, можно ли спрятаться от камеры, надев на номер модную нынче сеточку или затемненный пластиковый чехол. Нас уверили, что нет.

По словам сотрудников центра, по своей базе они могут чуть ли не на спор сказать, на какой машине ездят сотрудники милиции, спецслужб или представители власти. И обычные взяткодатели тоже. Все очень просто — если до введения в работу системы фотовидеофиксации машина была «чистой», то есть не значилась как нарушавшая ПДД, это означает, что ее владелец отмахивался от инспекторов своей могущественной корочкой или оплатой на месте. Конечно, попадаются и особо аккуратные водители, но их крайне мало…

Речь, разумеется, идет не о старых «пятерках» с багажником на крыше и рассадой в салоне, которых впору штрафовать за излишне медленную езду. К тому же система построена таким образом, что удалить из нее информацию о нарушении тоже нельзя — она дублируется в нескольких местах, а все входы в нее отслеживаются, фиксируют Ф. И. О. сотрудника и его персональный пароль.

Что же касается искусственно испорченных, нечитаемых номерных знаков, то согласно недавним поправках в Кодекс об административных правонарушениях штраф за нечитаемые номера составляет пятьсот рублей. И остановить вас за это может любой инспектор.

Зато если с камерой невозможно договориться, то опротестовать ее работу вполне реально. Сотрудники центра рассказали «Итогам», что жалоб довольно много. С каждым случаем сотрудники разбираются отдельно. Случается, например, что приходит владелец машины и показывает постановление, в котором значится номер не его автомобиля.

«Мы же тоже люди и понимаем, что в данном случае сработал человеческий фактор и оператор допустил ошибку, — говорит один из сотрудников центра. — Соответственно, административное производство в отношении нарушителя прекращается, а допустивший ошибку прибор отправляется на тестирование».

Еще один вопрос, который часто задают автолюбители: как доказать, что за рулем машины в момент фиксации нарушения был не ее фактический владелец, а человек, управлявший авто по доверенности? Как оказалось, для этого владельцу и нарушителю надо вместе явиться в Центр видеофиксации. Управлявшему машиной потребуется написать заявление, что за рулем был именно он. В этом случае административное дело на владельца авто прекращается, а в отношении водителя открывается, и штраф уже обязан будет заплатить именно он. Инструкция, конечно, забавная: тысячи машин перепроданы по доверенности совершенно посторонним людям, которые ни за какие коврижки не пойдут писать заявление. Но сотрудники ГИБДД считают, что это должно стать лишним аргументом для автовладельцев в пользу того, что не стоит передоверять машину, а лучше снимать ее с учета.

Есть еще несколько вопросов, которые беспокоят водителей. Например, не может ли случиться так, что неподалеку от камеры в машине будет сидеть наряд ГИБДД и ловить на свой ноутбук сигнал, останавливать нарушителя и штрафовать его на месте, а через некоторое время за это же нарушение придет еще и квитанция по почте? Сотрудники центра уверяют, что это невозможно — сигнал камеры имеет четкий путь и адрес доставки, которые отслеживаются с головного пульта. Так что «дубль-штраф», как они считают, исключен.

Есть еще один момент: многие камеры устроены так, что фиксируют максимальную скорость, попавшую в сектор их «обстрела», и если вдруг вы оказались в этом секторе вместе с машиной-нарушителем, то камера может сфотографировать именно вас, «решив», что это ваша скорость. Такие истории периодически случались, однако в современных камерах, говорят специалисты, используется система захвата объекта, пришедшая из оборонки: она к каждому объекту относится весьма избирательно и фиксирует только его характеристики.

Чтобы на практике разобраться, как работает система, мы отправляемся на Волоколамское шоссе, где, как нам по секрету сообщили сотрудники центра, на спуске у деревни Ленино работает переносная камера фотофиксации нарушений. О том, что впереди «засада», нас предупредили встречные водители старым и проверенным способом — миганием фар. Останавливаемся у камеры и видим, что неподалеку стоит машина ГИБДД с молоденьким лейтенантом. Как оказалось, камера записывает информацию на обычную флэшку — как в фотоаппаратах. Вот он, шанс, мелькнуло в голове — с нее же можно запросто стереть пару файлов. Я попросил лейтенанта достать ее из камеры и вставить в ноутбук. Однако вместо информации на запрашиваемом диске высветились нули. Вся информация зашифрована, а код доступа знают все те же сотрудники Центра видеофиксации, куда флэшка с информацией доставляется после каждого суточного дежурства.

Долго ли продержатся все эти коды доступа в нашей стране, где, как известно, лучшие хакеры в мире? Пока система работает в тестовом режиме и не предусматривает никаких последствий, кроме штрафа (даже за нарушение скорости, предполагающее в других случаях лишение прав), пока к ней приковано так много внимания, умельцам от компьютерных взломов ловить нечего. Но со временем, когда это станет рутиной, самые злостные нарушители, наверное, попытаются пробить в защите брешь.

Впрочем, по словам сотрудников Центра видеофиксации, это учитывалось при создании системы — она в основном автономна. Они вообще уверены, что будущее именно за автоматизированными комплексами управления дорожным движением, включая фиксацию нарушений. И водителям не стоит с этим бороться, поскольку именно это избавит их от неоправданных придирок сотрудников ГИБДД, а в конечном итоге от взяток на дорогах. Кстати, даже правозащитники считают новую систему более приемлемой.

Но кардинально расклад на нашем автопути изменится, увы, не скоро. И пока гаишник, выпрыгивающий из кустов с радаром, продолжает оставаться ночным кошмаром большинства автовладельцев. Модернизация идет непросто. В Тверской области, например, одну из переносных фотокамер ГИБДД попросту украли…
Бюджет. Сколько это стоит
По данным ГИБДД, на сегодняшний день на инфраструктуру системы фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения уже потрачено 250 миллионов рублей. Как рассказал «Итогам» Иван Макавеев, в нынешнем году планируется инвестировать во «всевидящее око» еще 155 миллионов. По замыслу разработчиков, система должна быть самоокупаемой, но основная ее задача в соответствии с Федеральной целевой программой повышения безопасности дорожного движения — это снижение числа пострадавших при ДТП как минимум в 1,5 раза, а также снижение тяжести последствий дорожных аварий в 1,5 раза.

Имеющийся зарубежный опыт вселяет в отечественных энтузиастов видеоконтроля здоровый оптимизм. В частности, известно, что британская казна благодаря штрафам за нарушения, зафиксированные видеокамерами, пополнилась в 2006 году на 106,4 миллиона фунтов стерлингов. Правда, там электронные средства слежения впервые появились на дорогах еще в 1997 году…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *